Хлобыстов Алексей Степанович

 

 

 

 

 

 

 

 

Годы жизни: 1918-1943

8 апреля 1942 года 6 машин 147-го ИАП были подняты на перехват группы из 15 пикировщиков Ju-87 и 5 многоцелевых самолётов Ме-110. Один "Стодесятый" был сбит, но вскоре появилась новая группа вражеских самолётов из 8 Ме-109. Хлобыстов атаковал Ме-110 и зажав его поливал огнём. Однако "Мессер" продолжал лететь, огрызаясь огнём стрелка. И тогда, Алексей ударил его крылом своей машины, после чего, Ме-110 повалился вниз и взорвался на земле. Самолёт Алексея Хлобыстова получил лишь незначительное повреждение крыла и вскоре Алексей присоединился к группе капитана А. П. Позднякова ( фото справа ) и Ивана Фатеева, чтобы атаковать Ju-87. Один "Юнкерс" взорвался после атаки Позднякова, а другие стали быстро разворачиваться и уходить на свою территорию. Но тут в бой вступили истребители противника. Поздняков атаковал в лоб командира группы Ме-109 и таранил его. Оба самолёта при столкновении взорвались... За этот подвиг командир эскадрильи 147-го ИАП Алексей Павлович Поздняков посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Хлобыстов был ранен в бою с двумя другими Ме-109 и, выбрав момент, уже повреждённым крылом своего Р-40 срезал хвост вражеской машины. Продолжая полёт он наблюдал, как его жертва упала на землю и взорвалась, не давая пилоту шансов на спасение... Алексей Хлобыстов не только выполнил 2 тарана в одном бою, но и вернулся на аэродром с сильно повреждённым крылом своего "Томагавка" ! В материалах наградного листа о втором таране лётчика сказано следующее: "В самый критический момент боя, когда в него вступила вторая группа самолётов противника 8 Ме-109, Хлобыстов сошёлся в лобовой атаке с двумя Ме-109, попытавшимися взять его в клещи. Передав товарищам по радио: "За Родину ! Иду на таран !", Хлобыстов вторично в этом бою таранил самолёт противника, на этот раз Ме-109, ударив по плоскости его своей правой плоскостью. В результате тарана Ме-109 был сбит, а у самолёта Хлобыстова отбита часть плоскости до центра звезды и часть элерона. Несмотря на это, Хлобыстов довёл машину до своего аэродрома".Всего в этом бою лётчики 147-го авиаполка сбили 5 вражеских самолётов. 9 мая 1942 года Хлобыстов в составе группы сбил 3 вражеских истребителя Ме-109. 14 мая 1942 года он одержал ещё одну победу, сбив истребитель Ме-109. Уже в самом начале боя его самолёт был повреждён пулемётной очередью. Алексей был ранен в ногу и руку. Задымил и тут же вспыхнул мотор. Машина стала медленно терять высоту и тут он увидел прямо перед собой, чуть ниже, вражеский истребитель. И Алексей не раздумывая бросил свой "Тамагаук" на самолёт противника. Это был его 3-й воздушный таран ! После этой победы Алексей долгое время провёл в госпитале, там же узнал о присвоении ему высокого звания Героя Советского Союза. К тому времени лейтенант А. С. Хлобыстов он совершил 266 успешных боевых вылетов. Проведя 16 воздушных боёв, сбил 4 самолёта лично и 6 в группе с товарищами. После госпиталя его направили в Подмосковье - подлечиться и отдохнуть в санатории ВВС. После вручения в Кремле "Золотой Звезды" и ордена Ленина, Хлобыстову предоставили небольшой отпуск для поездки домой. В газетах тогда часто появлялись заметки, в которых говорилось о победах, одержанных Хлобыстовым и его товарищами по эскадрилье. В номере за 25 июня 1942 года в статье "Такая уж привычка" сообщается, что, вылетев на разведку, Хлобыстов в паре с лётчиком Крымским обнаружил и уничтожил "Мессершмитт". Ещё через 2 дня неразлучная пара Хлобыстов - Крымский опять уничтожила истребитель противника. День спустя очередной жертвой славного Гвардейца стали сразу 2 вражеских самолёта - "Мессер" и "Юнкерс", сбитые им совместно с лётчиками Пшенёвым и Жариковым. В штабе части и в штабе соединения вели точный учёт сбитых нашими лётчиками самолётов. Всё заносилось в карточки, записывалось в сводки. Сам Хлобыстов в такой записи не нуждался. Потому что он помнил каждый сбитый им самолёт, каждый оставлял метку в его душе, а случалось, что и на теле. Осенью он сбил свой очередной самолёт. Этот ему особенно запомнился. Наверное, потому, что при этом он и сам потерял и свою машину. Его истребитель, получив сильные повреждения, упал на землю. С помятой грудной клеткой очутился Хлобыстов в госпитале. Было обидно и больно. Больно не только оттого, что помята грудь. До боли в сердце жалел он свой истребитель, с которым успел сродниться и который, когда он летал, был как бы продолжением его самого, его рук и ног. Он лежал весь забинтованный: и лицо и грудь. И когда друзья пришли его навестить, они не сразу узнали его. Кто - то пошутил по этому поводу: - А враги уже узнают почерк Алексея Хлобыстова. Алексей сделал вид, что не расслышал этих слов. Он интересовался жизнью полка, спрашивал, получили ли новые самолёты, которые тогда ждали. Он вновь мечтал о полётах, о боях и о новых победах. Вскоре он вернулся на фронт. И снова фронтовые изнурительные будни, вылеты, воздушные бои, радость побед и горечь утрат, когда не возвращались с задания товарищи. Когда лётчики поднимались по тревоге в воздух, их провожали те, кто оставался на земле. Провожали и надеялись, что все благополучно вернутся на свой аэродром. Хлобыстов, обычно, шутил: - Я всегда прилечу. Хоть на костылях, хоть на одном крыле, а доберусь до своих. Но вот однажды боевые товарищи не дождались его. 13 декабря 1943 года, командир эскадрильи 20-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитан А. С. Хлобыстов, погиб, выполняя разведывательный полёт над территорией занятой противником. Наземные войска наблюдали в районе падения его самолёта мощный взрыв и сильный пожар. Не исключено, что свой последний полёт лётчик завершил 4-м тараном - огненным. К тому времени Алексей Хлобыстов совершил 335 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолётов лично и 24 в группе с товарищами [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 6 личных и 33 групповые победы лётчика. ], был награждён вторым орденом Красного Знамени. Подвиги Героя не забыты. В Москве и Мурманске есть улицы, носящие его имя. В Килп - Ярве, под Мурманском, есть школа которая носит имя Хлобыстова. Там, в музее боевой славы, собрано немало материалов об отважном лётчике.

Список всех известных побед Гвардии капитана А. С. Хлобыстова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )

№п / п
Д а т а
Сбитые самолёты
Место воздушного боя( одержанной победы )
Свои самолёты
1
05.07.1941 г.
1 Ме-109 сев. озера Коневиста И-153, "Киттихаук".
2
07.07.1941 г. 1 И-15 ( финский ) Саккола
3
04.08.1941 г. 1 "Гладиатор" Констан - Лахти
4
18 - 26.12. 1941 г. 14 Ме-109 ( в группе - 14 / ? ) Большая Западная Лица - Рестикент
5
1 Не-111 ( в группе - 1 / ? ) Большая Западная Лица - Рестикент
6
13.02.1942 г. 5 Ме-109 ( в группе - 5 / 6 ) оз. Куик-Явр - Лубол - оз. Нял-Явр
7
08.04.1942 г.
1 Ме-110 ( в группе - 1 / 5 ) Рестикент
8
1 Ju-87 ( в группе - 1 / 5 ) Рестикент
9
1 Ме-110 ( сбит тараном ) Рестикент
10
1 Ме-109 ( сбит тараном ) Рестикент
11
23.04.1942 г.
1 Ме-110 ( в группе - 1 / 8 ) озеро Пяйве - Явр
12
2 Ме-109 ( в группе - 2 / 8 ) озеро Пяйве - Явр
13
3 Ju-87 ( в группе - 3 / 8 ) озеро Пяйве - Явр
14
29.04.1942 г.
2 Ме-109 ( в группе - 2 / 6 ) Большая Западная Лица
15
09.05.1942 г. 1 Ме-109 ( в группе - 1 / 6 ) Большая Западная Лица
16
2 Ме-109 ( в группе - 2 / 5 ) Западная Лица
17
14.05.1942 г. 1 Ме-109 Западная Лица
Всего сбитых самолётов - 6 + 33; боевых вылетов - 335.

899INDEX

Герои полка

КАЛАЧЕВ

СЛИЗЕНЬ

СУВИРОВ

КАЙКОВ

ПОНОМАРЧУК

БЕЛОВ

МЕРКУЛОВ

КУТАХОВ

МОРГУНОВ

ИВАНОВ

КЛИМОВ

ГРОМОВ

СИТКОВСКИЙ

КРУПСКИЙ

ТАРАСОВ

КОРОЛЕВ

ПОЗДНЯКОВ

БОНДАРЕВ

 

 

 

Алексей Хлобыстов родился 23 февраля 1918 года в селе Захаровка Михайловского уезда Рязанской губернии ( ныне село Елино Захаровского района Рязанской области ), в семье крестьянина. Окончил 7 классов. Первоначально работал электромонтёром на Карачаровском механическом заводе, затем в НИИ металлургического машиностроения в Москве. Летать учился в Устомском аэроклубе в 1938 году. В Красной Армии с 1939 года. Закончив Качинскую военную авиационную школу пилотов в 1941 году, попал служить в 20-й ИАП. В июне 1941 года лейтенант А. С. Хлобыстов был отправлен в 153-й авиационный полк ( Ленинградский фронт ), где 7 июля одержал первую победу на самолёте И-153, сбив вражеский истребитель Ме-109. Он был тогда ещё совсем неопытным пилотом, не имевшим той уверенности и твёрдости, которая присуща старым, испытанным бойцам. Радость и волнение настолько захватили его, что полковой врач, осмотрев его после вылета, нашёл у лётчика повышенную температуру и отправил его в санчасть. Конечно, молодость взяла своё, и он так же быстро успокоился, как и разволновался. Уже через час оказалось, что температура у него нормальная и вообще он может спокойненько отправляться в очередной полёт. Вскоре, 7 июля 1941 года, ему удалось серьёзно повредить ещё один вражеский самолёт, который был вынужден совершить вынужденную посадку рядом с нашим аэродром. За эти победы 23 июля 1941 года был награждён орденом Красного Знамени. Позже полк был переброшен на Волховский фронт. В декабре 1941 года Алексей прибыл в 147-й истребительный авиационный полк ( Kарельский фронт ), около Mурманска, летающий на американских истребителях Curtiss P-40 "Томагаук".