|
Награды
Орден Святого Георгия 4-й степени (29.08.1916)
Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (11.06.1915)
Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (1915)
Орден Святого Станислава 2-й и 3-й степеней (4.03.1917, 3.04.1915)
Георгиевское оружие (22.03.1917)
«Военный крест 1914-1918» (Франция)
Количество побед
Как и в отношении других российских лётчиков Первой мировой войны, относительно числа побед Е. Крутеня имеются значительные разногласия. Очень часто указывается, что он одержал 15, 17 или 20 побед в воздушных боях, но эти данные не подтверждаются документально, а относительно места, времени боев и сбитых противников налицо существенные различия. Достоверными можно считать 5 подтвержденных личных побед летчика, но несомненно, что реальное число его побед значительно больше.
Из книги Ситковского А.И.
"Выдающийся русский летчик-истребитель капитан Евграф Николаевич Крутень был учеником и последователем Петра Николаевича Нестерова. В 25 лет Крутень был известен, как мастер воздушного пилотажа и меткой стрельбы не только в России, но даже в Англии и Франции. Испытали на себе меткий огонь Крутеня немецкие и австрийские летчики. В начале 1917 года на его счету было уже около 20 сбитых вражеских самолетов.
В апреле 1917 года Крутень был назначен командиром 2-й авиагруппы. Он сразу завоевал уважение личного состава. Известный летчик вместо прежнего обращения: «Господа офицеры и нижние чины» назвал всех боевыми товарищами. По его предложению вместо отрядов, в которых было по 5–7 самолетов, были созданы более крупные боевые части — авиагруппы. Из 3, 7 и 8 отрядов и была создана 2-я боевая авиационная группа, командиром которой он стал. Боевые авиагруппы были мощной силой, наносившей врагу ощутительные удары.
Сам Крутень имел наибольшее количество боевых вылетов и побед в боях. Только за один день — 26 мая 1917 года он сбил две вражеские машины. Он внес много нового в применение истребительной авиации: предложил действовать истребителям в бою попарно. Такие действия впоследствии применялись и в период Отечественной войны. В те годы были изданы его труды: «Создание истребительных групп в России», «Тип аппарата истребителя», «Воздушный бой» и другие.
6 июня 1917 года 2-й боевой авиагруппе была поставлена задача не пропустить ни одного вражеского самолета-разведчика в район дислокации войск Юго-Западного фронта. Вылетев на задание, Крутень за линией фронта сбил одного разведчика и вернулся на свой аэродром. В это время по телефону в штаб авиагруппы сообщили о том, что в район расположения наших войск летит еще один разведчик. В баках самолета оставалось горючего меньше, чем на час полета, но дозаправить машину было некогда, разведчик был уже над нашими войсками. Взлетел немедленно, ушел в заданный район, вступил в бой и вскоре сбил врага, но и сам был тяжело ранен. Из последних сил тянул он к своему аэродрому. Кончилось горючее. Самолет, планируя, снижался, но вдруг резко пошел вниз и врезался в землю. Видимо, летчик потерял сознание. Ведь посадить машину с неработающим мотором для него не представляло большой сложности. Так на глазах у товарищей погиб прекрасный летчик, создатель 2-й боевой авиагруппы и ее командир — Евграф Николаевич Крутень."
Похоронили командира 2-й истребительной авиагруппы в Киеве, на Аскольдовой могиле, где с 1914 г. покоился прах Петра Нестерова.В 1935-м некрополь на Аскольдовой могиле ликвидировали, и останки двух авиаторов перенесли на Лукьяновское кладбище. Могила Крутеня (она рядом с захоронением Нестерова) долгое время была заброшена. В застойные годы на средства авиаконструктора Олега Антонова там установили памятник.
Сейчас посетителей Лукьяновского кладбища прямо у ворот встречает указатель, который подсказывает, как пройти к могилам Нестерова и Крутеня. На памятнике Евграфу Николаевичу лаконичная надпись и табличка, из которой следует, что этот витязь неба был «летчиком-испытателем».Но это неправильно — испытаниями аэропланов Крутень занимался чуть больше месяца (в 1916 г.), и на его памятнике следовало бы написать «летчик-истребитель». Однако работники кладбища вникать в подробности биографии летчика не стали, хотя сделать это нетрудно — даже не нужно работать в архивах, достаточно ввести фамилию «Крутень» в одном из интернет-поисковиков и получить исчерпывающую информацию.
|